Как вернуть товар надлежащего качества?

Случается, что покупатель недоволен купленным товаром, но не знает своих прав. Продавец же пытается трактовать закон так, чтобы остаться в выигрыше. В итоге покупатель нередко просто выбрасывает негодную вещь, ведь большинство потребителей не горят желанием обращаться в Роскомнадзор или в суд, хотя на самом деле эти инстанции чаще на стороне потребителя, так что можно ещё и моральный вред компенсировать.

Основные определения и нормы

Товаром надлежащего качества принято считать такой товар, который находится в идеальном состоянии: упаковка целая, а внешний вид и характеристики совпадают с заявленными производителем. В таких товарах нет недостатков.

Гарантийным сроком называют период, в течение которого изготовитель ручается за эксплуатацию на высоком уровне. Если поломка (недостаток) возникли после указанного срока, товар нельзя считать бракованным.

Теперь обратимся к ст. 25 «Закона о защите прав потребителей», где прописано, что покупатель имеет право заменить исправный, но неподходящий ему товар. Менеджеры магазина не должны отказывать в такой возможности, но, если это происходит, стоит смело писать в юридический отдел компании: там претензию обязаны рассмотреть и ответить в течение 10 дней. Если юристы тоже отказывают в замене товара, придётся идти в суд.

Претензия и права потребителя

В претензии обязательно указываются: ФИО с контактными данными заявителя. Разумеется, не обойтись без наименования товара (вплоть до артикула, модели, IMEI и других подробностей. Также прописывается причина недовольства товаром и требование обменять его или вернуть деньги (наличными или на карту). Документ дополняется приложением (кассовым чеком и его копией). Проставляются дата и подпись. Кроме того, в «шапке» заявления пишется название организации с должностью и ФИО руководства.

Важно иметь при себе паспорт и помнить, что расторгнуть сделку можно не позднее двух недель с момента приобретения. Но даже если 14 дней прошло, покупатель может получить другой товар с доплатой. Если 14-ый день является воскресным, и в этот день магазин не работает, допускается обращение в понедельник.

В каких случаях вернут деньги?

Средства вернут, если в магазине отсутствует товар на замену. А вот при покупке, скажем, смартфона, и требовании отдать деньги за него лишь потому, что в соседнем салоне та же модель стоит дешевле, покупатель окажется не прав. Ему просто предложат аналогичную вещь.

Не удастся вернуть приобретение, если: оно утратило товарный вид и его уже нельзя выставить на витрину; товар быстро портится; упаковка вскрыта, хотя можно было осмотреть товар и так; вещь создавали в единственном экземпляре.

Если же просьбу о возврате денег удовлетворили, продавец может возвращать её не дольше трёх дней со дня претензии. Если дело касается интернет-магазина, вернуть покупку допустимо не позднее недели (если клиенту дали информацию о возможности возврата) или 3-х месяцев (если информации не было). Средства поступят на счёт заказчика в течение 10 дней.

На что ещё стоит обратить внимание?

В Кодексе РФ очень много внимания уделяется обязанностям продавца. К примеру, покупатель вправе знать не только о товаре, но и о том, возвращали ли его раньше. В том числе не должна скрываться информация о гарантии, условиях использования товара, фирменном наименовании, стоимости и прочее. Но покупатель и сам должен внимательно осмотреть покупку, чек, изучить данные о товаре.

Ко всему прочему покупателю не помешает знать о существовании перечня № 55, где значатся товары, которые нельзя обменять или вернуть: это, к примеру, потребительские товары, растения, животные, гражданское оружие, парфюмерия. А вот сотовые телефоны, вокруг возврата которых всегда немало споров, принести обратно в магазин можно. Возвращая, например, мобильный телефон, покупатель должен получить сумму по чеку (даже если его стоимость успела измениться) плюс страховку (если речь идёт о приобретении в кредит). Страхование – это тоже товар, как и смартфон.